В сессионный зал законопроект должен попасть уже осенью
Одним из недавно зарегистрированных в Парламенте стал проект закона № 5685, что предполагает переформатирование ныне существующего формата работы всех руководителей высших учебных заведений. В случае его принятия, ректоров и директоров ВУЗов обяжут готовить детальные Е-отчеты по целевому ряду критериев – список целевых показателей будет четко прописываться в заключенных с ними контрактах, сроком на 5 лет. Детали выясняли Знай.uа.
Контракт на 5 лет, четкие критерии и публичный отчет
Такую модернизацию формата работы всех руководителей ВУЗов предусматривает "Проект закона О внесении изменений в статью 42 Закона Украины "О высшем образовании" относительно обнародования и мониторинга достижения целевых показателей деятельности учреждения высшего образования (KPI руководителей высших учебных заведений)" № 5685.
Это касается ректоров (президентов), начальников, директоров или других должностей - в зависимости от статуса заведения.
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
Ощадбанк отменил ограничения для владельцев карт: что станет бесплатным
Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря
Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь
Данный законопроект предусматривает обязательную ежегодную публикацию расширенных отчетов руководителей ВУЗов с детальным объяснением по многим критериям, четко прописанным в заключенных с ними контрактах.
Касаются они как деятельности заведения, так и конкретных достижений и невыполненных "проколов", которые обязывался обеспечить руководитель заведения. Документ предусматривает также и обязательное внесение четких сроков для достижения каждого из целевых показателей.
Как подчеркивает инициатор законопроекта Наталья Пипа, это обеспечит прозрачную и открытую систему мониторинга достижения показателей, определенных в контракте с руководителем.
"Деятельность руководителей ВУЗов должна быть открытой и прозрачной. Ведь публичность деятельности - это еще один стимул для ректора эффективнее работать и выводить ВУЗ на более качественный уровень. Действующее законодательство в сфере высшего образования предусматривает так называемый "KPI ректоров". Такая норма была одной из новаций закона по совершенствованию образовательной деятельности в сфере высшего образования, принятом в 2019 году", – отмечает секретарь Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Наталья Пипа.
Норма предусматривает, что в 5-летнем контракте с избранным руководителем ВУЗа прописываются: целевые показатели деятельности ВУЗа, которые должен обеспечить этот руководитель, механизмы проверки и сроки достижения таких целевых показателей.
Согласно ч. 3 ст. 42 Закона Украины "О высшем образовании", контракт заключается не позднее 1 месяца с дня избрания определенной кандидатуры на должность руководителя ВУЗа.
"Однако, существует проблема, что ни показатели, ни механизмы проверки, ни сроки достижения – не публикуются в публичном пространстве. Соответственно, когда никто не может увидеть, как работает ректор тогда много ректоров не спешат и выполнять то, что прописано в их контрактах. Поэтому основное, что предусматривает мой законопроект 5685 – это публичные отчеты",- сообщает Знай.uа народный депутат Украины Наталья Пипа.
От StartUp-проектов до мультимедиа-техники - нормы и оценивание
Обнародование ежегодных отчетов будет размещаться на сайте высшего учебного заведения.
Список показателей, по которым руководитель ВУЗа должен отчитываться, охватывает различные направления - от количества студентов, являющихся авторами StartUp-проектов до внедрения системы электронного документооборота и мультимедийного оборудования в аудиториях.
В частности, по увеличению:
- количества соискателей высшего образования, которые подали StartUp-проекты;
- аудиторных часов, в течение которых преподавание учебных дисциплин осуществляется на английском, французском и немецком языках;
- количества иностранных студентов;
- количества учебных аудиторий с мультимедийным оборудованием;
- количества соискателей высшего образования или преподавателей, которые принимали участие в определенных программах (международных или др.);
- количества научных публикаций;
- введению системы электронного документооборота и т.д.
Соответственно, в своем публичном отчете он должен указать эти задачи, сроки выполнения и механизмы проверки (анализ официальной отчетности и документов, критерии оценивания "достигнуто/не достигнуто", ссылки на публикации и др.).
"Как пример, сейчас в соцсети есть опубликованный KPI ректора НТУ "Харьковский политехнический институт". Там есть показатели на каждый год - что должно быть достигнуто. И есть понятный мониторинг достижения. Каждый может посмотреть, эффективно ли работает этот ректор. По моему мнению, такие отчеты должны быть публичными не по инициативе ректора, а потому что это предусматривает закон", – объясняет секретарь Комитета по вопросам образования, науки и инноваций.
Как отметила Наталья Пипа, рассмотрение законопроекта, скорее всего, будет осенью, поскольку сначала его должен рассмотреть Комитет ВРУ по вопросам образования, науки и инноваций.
В целом же, определено 5 профильных комитетов.
В случае утверждения данной инициативы в сессионном зале Парламента, этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
А Кабмин же должен в месячный срок обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для его реализации.
Поэтому о дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.uа.
Раньше Знай.uа сообщал, что вскоре в Украине заработает Е-рецепт: продажа лекарств – по коду, а данные покупателей войдут в "базу контроля".
Также Знай.uа писал, что в Украине внедрят электронную гарантию на телефоны и технику – Парламент дал "зеленый свет".